М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Встреча на корабле. О рынке и дамбах

Послушай,— спрашиваю а, когда, обесси­ленные долгой пешей прогулкой, поднимаемся по крутому трапу.— Послушай, как ты дорогу нашел, ведь наугад шли?

Это ты шла наугад,— отвечает он с достоинством,— а у меня очень сильно развит хоминг.

Что, что?

— Хоминг. Инстинкт возвращения к дому.
Добравшись до каюты, первым делом перекладываю

подушку на другой конец койки.

— А это зачем?

— Подушка должна лежать головой на север. Головой
на юг спят только колдуны, так сказал Манкрюнья. Помаргивая фарами, бежит по пирсу малолитражка: на корабль приезжают наши соотечественники — препода­ватели, работающие на Мадагаскаре по контракту. Вскоре в конференц-зале собираются на дружескую встречу члены экспедиции, и курчатовцы с интересом слушают рассказы гостей, преподающих на электромеханическом отделении в региональном университетском центре, созданном в Анцеранане в 1977 году.

Хотелось бы услышать о ваших мадагаскарских впечатлениях, особенностях педагогической работы...

Видите ли, для всех наших товарищей, приехавших из Советского Союза, еще со времен детства Мадагаскар был загадочной, за семью печатями землей.

До семьдесят второго года между СССР и Малага­сийской Республикой не существовало никаких отноше­ний. В октябре семьдесят второго на острове состоялся общенародный референдум, на котором малагасийцы одобрили антиимпериалистический курс нового прави­тельства. Были эвакуированы военные французские базы, налажены связи с прогрессивными африканскими страна­ми, в сентябре того же года установлены дипломати­ческие отношения с Советским Союзом. Страна получила новое название — Демократическая Республика Мада­гаскар.

Обратимся к истории. В колониальный период на остро­ве существовало две системы школьного образования — туземная и французская, последняя была подчинена задаче офранцузить малагасийцев. Главным препят­ствием для получения знаний была чрезвычайно высо­кая плата за обучение — к дню провозглашения неза­висимости насчитывалось шестьдесят процентов неграмот­ного населения...

Конституция тысяча девятьсот семьдесят пятого года гарантировала каждому гражданину право на образова­ние, было введено обязательное начальное обучение. И хотя число учителей растет, нехватка их очень велика, поэтому выпускники средних школ должны отработать в сельских начальных школах срок от восемнадцати месяцев до двух лет.

Что касается высшего образования, то одобренная в семьдесят пятом году Хартия малагасийской социа­листической революции позволяет всем окончившим лицей записаться в университет.

Нам, конечно, трудно себе представить особенности малагасийского образования. В стране приветствуют массовое шествие в науку. Правительство считает, что каждый, молодой гражданин имеет право попробовать свои силы. В настоящее время семьдесят процентов студентов получают полную стипендию, остальные — в зависимости от доходов семьи. Занятия длятся четыре часа с утра и еще четыре часа после трехчасового перерыва. В субботний день учебное время уменьшено вдвое. На первый курс часто приходят люди взрослые — двадцати, двадцати двух лет. Здесь педагог не может сказать нерадивому студенту: Ты отчислен; если студент не выдержал экзаменов, он все равно имеет право еще раз пройти весь курс, получая стипендию. Окончившим университет вручают диплом о высшем образовании, и, если посчастливится, с универ­ситетской скамьи они могут получить работу и будут иметь заработную плату в три раза большую, чем квалифици­рованный рабочий со стажем. Но молодому специалисту на Мадагаскаре получить работу по специальности — боль­шое счастье. Многие из закончивших университет работают простыми клерками.

Некоторые заинтересованы растянуть процесс учебы, учатся с ленцой, уходят с уроков когда вздумается.

[1]234