Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ПОЛИРИТМИЯ
Противоположение двудольности и
трехдольности
—
Как нужно исполнять триоли,
противополагаемые двум восьмым? На первой странице сонатины Клементи ор. 37 № 3
вы найдете такие такты.
—
В медленном темпе вам может помочь
мысленное подразделение второй восьмой в триоли на две шестнадцатых. После того
как обе руки сыграют одновременно первую ноту соответствующих групп, место
вышеупомянутой второй шестнадцатой должно быть заполнено второй нотой из группы
в две восьмых.
При более быстром движении гораздо лучше упражняться
сначала каждой рукой отдельно и с несколько преувеличенными акцентами в каждой
группе до тех пор, пока соотношение этих двух скоростей не закрепится как следует
в уме. Затем попробуйте играть обеими руками вместе, как бы полуавтоматически.
Неоднократное правильное повторение одной и той же фигуры вскоре превратит ваши
полуавтоматические действия в сознательные, а это приучит ваше ухо слышать и
контролировать два различных ритма или две группировки одновременно.
Руки играют в различных ритмах
—
Как исполнять в фантазии-экспромте
Шопена четыре ноты правой рукой по отношению к трем левой? Возможно ли точное
деление?
—
Точное деление привело бы к таким
дробям, в отношении которых музыканты не имеют ни способов для измерения, ни
терминов для выражения. Есть только один путь к тому, чтобы играть различные
ритмы обеими руками одновременно: упражняйтесь каждой рукой отдельно до тех
пор, пока не сможете довериться ей, а затем сведите их вместе, не думая уже ни
о том, ни о другом ритме. Думайте только о тех точках, где обе руки должны
совпасть, о «мертвых точках» обоих движений, и положитесь на автоматизм, пока в
результате неоднократного слушания вы не научитесь слышать два ритма сразу.
Старая проблема противоположения двудольности и
трехдольности
—
Как привести в соответствие верхние ноты данного примера с нижними триолями?

— Напрасно было бы добиваться в таких
случаях точного и сознательного деления. Лучший и, по существу, единственный
выход из положения — это упражняться каждой рукой отдельно с утрированным
акцентом на каждой доле до тех пор, пока точки, где руки встречаются, не будут
хорошо усвоены и соотношение скоростей вполне понято. После этого попробуйте
играть обеими руками вместе и не отчаивайтесь, если первые попытки будут
неудачны. Повторяйте эти попытки неоднократно и в конце концов вы добьетесь
успеха, если упражнялись каждой рукой порознь достаточно для выработки
полуавтоматического действия рук.
[1]
|