Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ОБОЗНАЧЕНИЯ
И НОМЕНКЛАТУРА
—Группетто « стоит иногда прямо над нотой, а иногда
несколько правее ее. Указывает ли это различие на необходимость различного
исполнения, и если да, то как следует играть оба группетто?
— Группетто всегда начинается со своей верхней
ноты. Когда оно стоит прямо над нотой, оно заменяет ее; когда несколько правее,
— то сначала ударяется нота, а затем следует группетто, разумно распределяемое
во времени, остающемся для его исполнения.
Как нужно играть синкопированные ноты?
— Ноты, занимающие целую долю в предписанном размере,
будучи синкопированными, должны браться между этими долями. Если
синкопированные ноты занимают лишь часть доли, они должны быть взяты между
границами соответствующих долевых частей.
Трель начинается с мелодической ноты
— Должны ли в современных произведениях все
трели начинаться с ноты, над которой они обозначены, если перед этой нотой нет
форшлага? Желательно ли при исполнении трели чередовать первый и второй пальцы?
—Если нет специальных указаний на иное исполнение (с
форшлагом), трели обычно начинаются с мелодического звука (с ноты, над которой
они проставлены). Когда пальцы, которыми вы пользуетесь, начнут уставать,
смените их. Для продолжительных трелей предпочтительнее пользоваться тремя
пальцами, в коротких же трелях два пальца обеспечивают большую ясность.
Положение вспомогательной ноты в трели
— В приводимом примере трели должна ли вспомогательная
нота быть на тон или на полтона выше главной? Если на полтона, то как она будет
называться?

— Приводимый вами эпизод изложен,
очевидно, в тональности соль минор. Трель указана на си-бемоле. Так как
вспомогательная нота трели всегда является следующей по диатоническому ряду за
нотой, стоящей в тексте, то в данном случае она на целый тон выше си-бемоля,
то есть это должно быть до. Поскольку пьеса написана в ре мажоре,
под знаком трели следует поставить бекар.
Быстрота и плавность в трелях
— Будьте добры, подскажите хороший метод для выработки
быстроты и плавности в трелях?
— Хотя никаких «методов» для выработки трелей не
существует, тем не менее имеются определенные приемы, которые могут помочь
неподатливым мышцам. Но и эти приемы нельзя рекомендовать, не зная, в чем
причина и источник вашей беды. Причины бывают разные в зависимости от
индивидуальности, но в большинстве случаев они коренятся исключительно в мозгу,
а не в руках. Чтобы быстро играть трель, нужно быстро думать, так как если
играть трель только пальцами, они вскоре станут «застревать», терять
ритмическую ровность, и их сведет судорога. Отсюда следует, что прямого пути
выучиться трелям не существует; эта способность будет развиваться вместе с
вашим общим умственно-музыкальным прогрессом. Самое главное — это, конечно,
всегда по-настоящему, физически вслушиваться в свою собственную игру,
воспринимать каждый извлекаемый вами звук; ибо только тогда вы сумеете понять,
как быстро вы в состоянии «слышать». И, конечно, не следует пытаться играть во
что бы то ни стало в более быстром темпе, чем тот, за которым может поспеть ваш
собственный, слух..
|
|