Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФРАЗИРОВКА

Если вы начнете мажорную гамму с ее шестой ступени и, приняв последнюю за первую ступень минорной гаммы, повысите седьмую ступень, вы получите минорную гамму, в которой, однако, допустимы многие изменения в мелодических (но не гармонических) целях.

Чем отличаются друг от друга вальс, менуэт, мазурка и полонез?

   И вальс и менуэт пишутся в трехчетвертном размере. Они отличаются друг от друга только темпом или между ними имеются другие различия?

   Вальс, менуэт, мазурка и полонез пишутся в трехчетвертном размере и не ограничены определенным темпом. Различие между ними — в структуре. Для вальсового периода, то есть полного изложения темы, требуется шестнадцать тактов; в менуэте — только восемь, а в мазурке — всего лишь четыре. В мазурке мотив занимает только один такт, в менуэте — два, а в вальсе — четыре.

В полонезе четверти подразделяются на восьмые, а вторая восьмая — обычно на две шестнадцатых; следовательно, он отличается от трех других танцев своим ритмом.

Значение слова «токката»

—        Каково значение слова «токката»? Я не нашел его в итальянском словаре, а английские музыкальные словари сильно расходятся в своих определениях. Ни одно из этих определений, по-видимому, не подходит к токкате Шаминад.

— Для полной ясности позвольте мне прежде всего сказать, что «кантата» (от cantare—петь) означала в старину музыкальную пьесу для пения, в то время как «сонатой» (от suonare — играть) называлась пьеса для музыкального инструмента; «токката» же обозначала пьесу для клавишных инструментов, таких как орган или фортепиано и его предшественники, специально предназначенную для демонстрации искусства удара (от loccare — касаться, ударять) или, как мы бы теперь сказали, пальцевой техники. Первоначальное значение этих терминов и ценилось, и теперь словами кантата или соната обозначаются пьесы в определенных формах.

Под токкатой в настоящее время понимается пьеса в постоянном и равномерном движении, очень напоминающая сочинения под названием moto perpetuo («вечное движение»), хорошим примером которых является «Вечное движение» Вебера. Не сомневаюсь, что токката Шаминад, которая мне не известна, написана в таком же духе.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007